Загрузка...

Сайт работает в тестовом режиме. Старая версия доступна по адресу: old.minfin39.ru

Обычная версия

Шрифт

a a a

Цвет

Бюджетное послание губернатора "О бюджетной политике в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов" направлено в областную думу

09.10.2012

Цитата: "Недопустимо определять объемы бюджетного финансирования без обоснования расходов, необходимых для достижения конечных результатов, которые должны быть определены количественно и качественно"

Бюджетное послание Губернатора Калининградской области «О бюджетной политике в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов»

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 5 Закона Калининградской области «О бюджетном процессе в Калининградской области» и содержит основные направления бюджетной политики Калининградской области на 2013 год и на среднесрочную перспективу.

I. Основные итоги бюджетной политики в 2011 – 2012 годах.

В рамках реализации региональной бюджетной политики в 2011 году и прошедшем периоде 2012 года обеспечено выполнение государственных социальных обязательств, развитие сферы бюджетных услуг и экономики области. Реализованы основные направления бюджетной политики – обеспечение повышения качества жизни и социальной стабильности в Калининградской области.

В условиях существенного увеличения бюджетных расходов, связанного с расширением социально значимых обязательств и программных мероприятий, удалось сохранить сбалансированность и долгосрочную устойчивость бюджетной системы области, что является основным условием проведения эффективной бюджетной политики.

В качестве наиболее важных решений, реализованных в рамках бюджетной политики в указанный период, следует выделить следующее.

Продолжена реализация мер, обеспечивающих повышение заработной платы в бюджетной сфере.

С учетом дополнительных средств областного бюджета, направленных на систему обязательного медицинского страхования, средняя заработная плата работников здравоохранения выросла более чем на 40 процентов и составила на конец 2011 года более 18 тысяч рублей. Заработная плата врачей выросла почти до 28 тысяч рублей.

Норматив финансирования общеобразовательных услуг повышен с 1 сентября прошлого года на 11 процентов, а норматив формирования фонда оплаты труда - на 14 процентов. Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений к концу прошлого года достигла целевого показателя - уровня средней заработной платы по экономике области за первый квартал 2011 года - 19,0 тысяч рублей, а в первом полугодии текущего года составила 20,2 тысячи рублей.

С 1 сентября 2011 года на 15 процентов увеличен фонд оплаты учреждений социальной защиты. При формировании областного бюджета на 2012 год бюджетные ассигнования сформированы с учетом повышения уровня средней заработной платы тренеров-преподавателей государственных спортивных учреждений на 30 процентов, работников культуры на 15 процентов, дальнейшего увеличения фондов оплаты труда учреждений образования на 8,5 процентов, учреждений социальной защиты населения на 6,5 процентов. Предусмотрена финансовая поддержка местных бюджетов в целях повышения заработной платы работников дошкольного образования на 13 процентов.

Особое внимание было уделено финансированию мер социальной поддержки многодетных семей, материнства и детства. С 2012 года предоставляется региональный материнский капитал при рождении третьего и последующих детей. На указанные выплаты предусмотрено 137 млн. рублей ежегодно. Уже в текущем году принят закон, устанавливающий с 1 января 2013 года ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего и последующего детей до достижения ими возраста трех лет в размере прожиточного минимума ребенка. Определен механизм предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и огородничество. За первое полугодие текущего года такие участки получили более 100 семей в муниципальных образованиях, которые своевременно подготовились к реализации этой задачи.

Сохранён дифференцированный уровень предельных расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. На выплату соответствующих субсидий в 2011 году было направлено более 418 млн. рублей.

В целях привлечения в бюджетную сферу молодых специалистов молодым врачам, приезжающим в сельскую местность, предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей. Для обеспечения жильём молодых учителей введены в действие льготные ипотечные программы.

Реализуется трехлетняя региональная программа строительства, реконструкции и ремонта детских дошкольных учреждений с объемом финансирования 4,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета более 825 млн. рублей.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2015 года» и областной инвестиционной программы завершено, осуществляется и планируется строительство и реконструкция семи школ, шести физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных сооружений, пяти объектов культуры, других социальных объектов.

В целях перехода на качественно новый уровень развития здравоохранения на территории области реализуется региональная программа модернизации здравоохранения, на которую за счет всех источников финансирования направлено более 5,3 млрд. рублей. Реализация программы позволит укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений, внедрить современные информационные системы, а также современные стандарты оказания медицинской помощи.

В текущем году приняты и реализуются трехлетняя программа развития сети фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий и общих врачебных практик с объемом финансирования 207 млн. рублей и программа совершенствования медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях с объемом финансирования 354 млн. рублей. Введен в эксплуатацию центр сердечно-сосудистой хирургии.

Значительные бюджетные средства были направлены на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры. Расходы на дорожное хозяйство в 2011 году составили более 10 млрд. рублей с ростом к предыдущему году на 70 процентов. В 2012 году сформирован региональный дорожный фонд, который обеспечит на долгосрочную перспективу стабильное финансирование за счет средств областного бюджета объектов транспортной инфраструктуры области.

Продолжалась реализация проектов по строительству очистных сооружений городов области, газификации области.

Уровень капитальных вложений в Калининградской области является самым высоким по Северо–Западному федеральному округу и более чем в 2 раза превышает средний показатель по Российской Федерации. В 2011 году инвестиционные расходы составили 16 млрд. рублей или более 32 процентов расходной части бюджета.

Значительная поддержка за счет бюджета оказана сельскохозяйственным предприятиям, развитию социальной инфраструктуры в сельской местности. Увеличено финансирование программы мелиорации земель, разработана и реализуется программа введения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Расходы на сельское хозяйство в 2011 году составили более 1,2 млрд. рублей с ростом к предыдущему году почти на 60 процентов. В 2012 году только региональная составляющая поддержки развития сельского хозяйства увеличилась в 1,7 раза, составив 900 млн. рублей, началась реализация крупных инвестиционных проектов с государственной поддержкой.

Активизирована реализация программы поддержки малого и среднего предпринимательства с ежегодным финансированием за счет всех источников в объеме около 200 млн. рублей.

На реализацию государственной политики в сфере жилищного строительства и обеспечения жильем в 2011 – 2012 годах направлено из областного бюджета 450 млн. рублей. В дополнение к поддержке ипотечных программ и стимулированию комплексной застройки территорий предусмотрено строительство социального и арендного жилья.

Продолжена поддержка муниципальных программ конкретных дел, направленных на повышение качества жизни в населённых пунктах области. За два года на благоустройство городов и поселков выделено из областного бюджета более 200 млн. рублей. Софинансирование реконструкции и ремонта муниципальных дорог за счет средств областного бюджета составит за этот период более 800 млн. рублей.

В целях продолжения ремонта многоквартирных домов, финансирование которого осуществлялось за счет средств государственной корпорации, обеспечения большей доступности муниципальных образований к средствам, направляемым на эти цели, принята соответствующая региональная программа с объемом финансирования за счет средств областного бюджета 1,8 млрд. рублей. Её реализация начнется с 2013 года с объемом субсидий 500 млн. рублей.

В текущем году решена проблема чрезмерной долговой нагрузки на местные бюджеты. Проведена реструктуризация обязательств муниципальных образований перед областным бюджетом с сокращением объема муниципального долга на 1,8 млрд. рублей и распределением дополнительной финансовой помощи местным бюджетам в объеме 600 млн. рублей.

Завершена реализация одного из важных этапов совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений, направленного на повышение качества и доступности бюджетных услуг. С 1 июля текущего года завершен переходный период в деятельности бюджетных учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется теперь в форме субсидий.

Принята региональная программа по повышению уровня финансовой грамотности населения. Калининградская область является пилотным регионом в реализации соответствующего федерального проекта.

В текущем году утверждена также региональная программа повышения эффективности бюджетных расходов, предусматривающая совершенствование системы управления бюджетом и бюджетным процессом.

Вместе с тем, анализируя текущее состояние бюджета и бюджетной системы, следует отметить следующие нерешенные проблемы. Во-первых, не удается обеспечить жесткое ограничение планового дефицита бюджета. Высокий уровень дефицита создает риски невыполнения бюджетных обязательств при ухудшении общеэкономической ситуации, не позволяет сформировать резервы для обеспечения устойчивости бюджета и маневра при управлении бюджетными расходами.

Во-вторых, бюджетные ограничения и традиционные расходные обязательства не позволяют активизировать бюджет при решении стратегических задач развития региона, направить более весомые ресурсы на приоритетные направления. Структуру бюджетных расходов нельзя признать оптимальной исходя из стратегических задач развития области.

В-третьих, не окончательно решены проблемы долговых обязательств. Сохраняются риски, связанные с обязательствами по государственным гарантиям. Не достаточно отработаны механизмы снижения государственного долга в среднесрочной перспективе и долгосрочного управления долговыми обязательствами.

В-четвертых, значимой для бюджетов остаются проблемы налоговой недоимки, легализации предпринимательской деятельности и реализации потенциала имущественных налогов.

В-пятых, недостаточен уровень обоснованности бюджетных расходов и мониторинга за их эффективностью. Новые расходные обязательства зачастую заявляются без надлежащей проработки их социально-экономических последствий и увязки их со стратегией и программными задачами развития. Несвоевременно формируются механизмы администрирования расходов.

В отношении действующих расходных обязательств не проводится регулярная публичная оценка.

В-шестых, не отлажены процедуры реализации капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности, размещения государственного (муниципального) заказа на строительные работы и закупку дорогостоящего и сложного оборудования и взаимодействия с подрядными организациями.

В-седьмых, не в полной мере созданы условия и стимулы для оптимизации состава и повышения качества бюджетных услуг. Сохраняются неэффективные подходы к функционированию государственных и муниципальных учреждений.

В-восьмых, требуют актуализации межбюджетные отношения с акцентом на стимулирование органов местного самоуправления к активному развитию налогового потенциала и оптимизацию расходов местных бюджетов. Необходимо развивать систему мониторинга и оценки муниципальных финансов.

В-девятых, бюджет и бюджетная политика недостаточно публичны, прозрачны и понятны общественности.

II Основные задачи бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу.

Реализация стратегии развития Калининградской области, комплекс задач, определенных на федеральном уровне, общественная значимость проблем, требующих неотложных решений, а также внешнеэкономические риски определяют значимость существенного повышения эффективности государственного управления, в том числе общественными финансами.

При реализации бюджетной политики в 2013 году и среднесрочной перспективе необходимо решить следующие основные задачи.

1. Бюджетная политика должна обеспечивать эффективную реализацию стратегии социально-экономического развития области. Стратегические установки должны найти отражение в бюджетных приоритетах.

Мы сталкиваемся с жесткими бюджетными ограничениями. Обновленная стратегия развития области требует актуализации отраслевых целей и задач. В этих условиях необходимо провести ревизию расходных обязательств и усилить приоритет расходов, обеспечивающих долгосрочное развитие области. Должны быть сформированы механизмы проведения такой оценки расходов на регулярной основе. Соответствие расходов бюджета стратегическим целям и задачам развития и эффективность расходов должны быть постоянными критериями формирования бюджетных планов.

Меры и механизмы реализации государственной социально-экономической политики должны быть соотнесены с возможностями бюджета. Исходя из этого, реализовываться они должны с надлежащим уровнем бюджетного обеспечения. Недопустимо определять объемы бюджетного финансирования без обоснования расходов, необходимых для достижения конечных результатов, которые должны быть определены количественно и качественно.

Если при полном финансировании не обеспечивается достижение заявленных целей, возникает необходимость выделения дополнительных бюджетных средств, следует проводить детальный анализ эффективности мер государственной политики и принимать решения, исключающие такие ситуации в дальнейшем.

Необходимо изменить систему бюджетной отчетности и предусмотреть процедуры, при которых исполнение бюджета будет оцениваться степенью достижения заявленных целей финансирования. Публичные формы, отражающие итоги исполнения бюджета, должны быть синхронизированы с документами об итогах реализации мер социально-экономической политики.

Субъекты бюджетного планирования должны быть ответственны за все этапы управления: разработку мер государственной социально-экономической политики, формирование и использование бюджетных ассигнований, анализ использования бюджетных средств и достигнутых результатов.

2. Меры социально-экономической политики, обеспечивающие реализацию стратегии развития области, необходимо в полной мере отразить в региональных государственных программах. Формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на программной основе.

Актуализация стратегии развития области и переход к «программному бюджету» требуют выстраивания на уже действующей базе новой системы региональных целевых программ, охватывающей весь комплекс стратегического целеполагания. Необходимо разработать и утвердить перечень государственных программ Калининградской области, в рамках которых будут формироваться цели, задачи и программные мероприятия более низкого уровня.

Государственные программы как основа реализации стратегии социально-экономического развития должны носить долгосрочный характер. Одновременно с формированием долгосрочных расходных обязательств государственные программы должны содержать целевые установки для проработки мер государственной политики, ограниченных среднесрочной и краткосрочной перспективой. Такая система программного целеполагания должна создавать надежную основу качественного бюджетирования расходов. Особое внимание будет уделено процедурам планирования и реализации государственных (муниципальных) инвестиций.

Переход на «программный бюджет» необходимо осуществить, начиная с областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. С изменением структуры бюджета будет обеспечено сохранение при прочих равных условиях бюджетных ассигнований, утвержденных в текущем бюджетном цикле.

3. Необходимо сформировать такие механизмы ресурсного обеспечения региональных программ, которые обеспечат их эффективность, в том числе и в условиях корректировки приоритетов и (или) изменении экономической ситуации.

Представляется целесообразным сформировать систему бюджетных правил и процедур, обеспечивающих увязку бюджетных параметров с экономическими и социальными факторами.

На этой основе необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию Калининградской области. Бюджетная стратегия должна предусматривать различные варианты бюджетной политики в зависимости от состояния и прогнозов развития экономики. Должны быть оценены риски, влияющие на сбалансированность бюджета и устойчивость выполнения расходных обязательств, сформированы меры и механизмы превентивного устранения такого рода проблем.

Следует предусмотреть дополнительные ограничения параметров дефицита бюджета и более жестко увязать дефицит бюджета с финансированием проектов, обеспечивающих экономический рост.

В рамках бюджетной стратегии следует определить подходы и требования к формированию отдельных государственных программ и особо значимых целевых расходов, включая оценку долгосрочных социальных расходных обязательств.

Бюджетная стратегия должна содержать установки на повышение эффективности бюджетной сферы, государственных учреждений, выраженные в конкретных критериях, индикаторах и показателях.

Следует определить долгосрочные подходы к развитию межбюджетных отношений, налоговой политики и управлению государственным долгом.

Основные подходы бюджетной стратегии Калининградской области должны быть сформированы к началу формирования областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

4. Должно быть существенно повышено качество администрирования бюджетных расходов.

Решение задач социально-экономического развития зависит уже не столько от наращивания бюджетных расходов, сколько от повышения эффективности государственного управления. Экстенсивные методы создают существенные риски разбалансированности бюджета.

Существенно возрастает ответственность органов государственной власти в реализации бюджетной политики с учетом федеральных приоритетов и установок, нового формата программного бюджетирования, значительной доли капитальных расходов, современных подходов к управлению бюджетными учреждениями и организации предоставления бюджетных услуг.

В целях повышения эффективности управления расходными обязательствами и бюджетными средствами принято решение вернуться к исполнению функций главных распорядителей бюджетных средств отраслевыми органами государственной власти. Изменение ведомственной структуры областного бюджета необходимо произвести уже с 2013 года. Следует качественно подготовить органы государственной власти к реализации этих функций и тщательно урегулировать бюджетные обязательства, принятые централизованным главным распорядителем бюджетных средств.

Необходимо ускорить формирование механизмов регулярной оценки качества бюджетного менеджмента органов государственной власти. При этом следует обеспечить оперативный контроль, позволяющий быстро и эффективно реагировать на текущие проблемы с исполнением бюджета. Проведение такой оценки создаст стимулы к повышению качества бюджетного администрирования. Следует поддерживать качественный бюджетный менеджмент органов государственной власти, в том числе при рассмотрении заявок на бюджетное финансирование.

Эффективность бюджетного администрирования зависит от развития информационных технологий.

Необходимо перейти на новый уровень информационного обеспечения бюджетного процесса на основе внедрения современной государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет». В рамках этого проекта должен быть создан инструментарий принятия обоснованных управленческих решений, повышения эффективности бюджетных расходов, обеспечения открытости деятельности участников бюджетного процесса, участия в бюджетном процессе общественности. Необходимо совершенствование государственного финансового контроля, в том числе развитие систем внутреннего контроля и аудита эффективности.

5. Необходимо повысить эффективность системы организации и предоставления бюджетных услуг.

Финансовое обеспечение оказания государственных услуг составляет наибольшую долю в расходной части бюджета – более 40 процентов. Эти государственные обязательства наиболее значимы для жителей области. Качество их реализации в значительной степени определяет как текущий уровень жизни, так и долгосрочный потенциал социально-экономического развития.

Создание условий для наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей жителей области в государственных и муниципальных услугах продолжает оставаться несомненным приоритетом бюджетной политики. В соответствии с этим приоритетом будет продолжено развитие новых форм деятельности государственных учреждений и повышение заработной платы в бюджетной сфере.

Заработная плата педагогических работников, врачей и медицинского персонала, социальных работников и работников культуры будет расти в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Рост бюджетных ассигнований на финансирование соответствующих бюджетных услуг в планируемые пять лет обеспечит ежегодное планомерное достижение целевых показателей.

Вместе с тем, решение этой задачи не должно ограничиваться только наращиванием бюджетного финансирования. Необходимы дальнейшая оптимизация структуры государственных учреждений, включая состав занятости в сферах бюджетных услуг, внедрение современных форм управления финансово-экономической деятельностью учреждений, системы материального и морального стимулирования специалистов. Следует реализовать комплексный подход к задаче повышения эффективности труда в сфере бюджетных услуг и качества бюджетных услуг. Органы государственной власти, осуществляющие регулирование бюджетных услуг, сформируют планы реализации Указа Президента Российской Федерации на период до 2018 года.

В целях обеспечения равного доступа жителей области к бюджетным услугам, недопущения возникновения и (или) наращивания дефицита отдельных видов бюджетных услуг следует, во-первых, сформировать систему оценки и прогнозирования потребности в них населения, во-вторых, обеспечить приемлемый уровень инвестиций в развитие соответствующей инфраструктуры. При этом, помимо государственных и муниципальных инвестиций следует развивать государственно-частное партнерство в этой сфере.

Необходимо продолжить работу по созданию условий для обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для всех организаций, оказывающих населению гарантированные государством услуги, независимо от формы собственности. Услуга должна оказываться теми организациями, которые оказывают её наиболее качественно и эффективно.

Органам государственной власти следует продолжить разработку и совершенствование стандартов оказания бюджетных услуг.

6. Требуется реализовать новый этап развития межбюджетных отношений.

Политика в области межбюджетных отношений должна обеспечить абсолютную прозрачность механизмов распределения межбюджетных трансфертов, долгосрочную сбалансированность местных бюджетов и повышение их самостоятельности. Система межбюджетных отношений должна способствовать повышению ответственности органов местного самоуправления за решение вопросов местного значения.

Существенный шаг в этом направлении сделан в рамках предложенных на рассмотрение Калининградской областной Думы изменений системы межбюджетного регулирования.

В системе выравнивания бюджетной обеспеченности сделан акцент на дополнительных нормативах отчислений от налоговых доходов. Указанные нормативы закрепляются за местными бюджетами на постоянной основе или не менее чем на трёхлетний период. Это будет стимулировать муниципальные образования к усилиям по увеличению собственного налогового потенциала. В рамках этих преобразований в систему межбюджетного регулирования будет дополнительно направлено за счет средств областного бюджета около 300 млн. рублей.

В целях совершенствования финансовой помощи, оказываемой местным бюджетам в форме субсидий, будут установлены методики определения долей софинансирования расходных обязательств муниципальных образований и созданы механизмы конкурсного распределения средств областного бюджета. В первую очередь требуют актуализации правила и механизмы софинансирования капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

Политика софинансирования расходных полномочий органов местного самоуправления должна обеспечивать достижение общих целей развития области на всей её территории.

Следует проработать механизмы, позволяющие осуществлять распределение всех видов финансовой помощи до начала финансового года.

Необходимо провести инвентаризацию переданных органам местного самоуправления полномочий и осуществить оценку эффективности их исполнения. Должны быть определены чёткие критерии целесообразности передачи отдельных государственных полномочий.

Следует постепенно переходить к финансированию дефицита местных бюджетов с использованием рыночных механизмов и минимизацией роли бюджетных кредитов.

В рамках реализации задачи по оздоровлению местных бюджетов будет актуализирована система мониторинга местных бюджетов и выработаны механизмы предотвращения их несбалансированности.

7. В целях мобилизации доходного потенциала бюджета области необходимо обеспечить качественную реализацию региональных полномочий в сфере налоговой политики.

Ориентирами налоговой политики наряду с обеспечением необходимого уровня доходов бюджетной системы и поддержанием ее сбалансированности должно стать развитие предпринимательской активности, улучшение качества инвестиционного климата при сохранении уровня налоговой нагрузки.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства, исходя из практики применения специальных налоговых режимов, в Калининградской области вводится упрощенная система налогообложения на основе патента. Необходимо обеспечить информационную поддержку переходу к патентной системе налогообложения, обеспечить максимальную легализацию предпринимательской деятельности на её основе. В первую очередь данная задача стоит перед органами местного самоуправления. Поступления от патентной системы налогообложения должны стать весомым доходным источником местных бюджетов.

В 2013 году будет проводиться детальный анализ практики применения налогообложения на основе патента и по необходимости будут подготовлены предложения по корректировке установленных размеров потенциально возможного годового дохода.

Планируемое на федеральном уровне введение налога на недвижимость требует проведения анализа его налогового потенциала с учетом возможной нагрузки на налогоплательщиков. Данный анализ будет являться основой для введения налога на территории области после принятия соответствующей главы Налогового кодекса Российской Федерации.

Следует продолжить реализацию всего комплекса мероприятий по увеличению собираемости налоговых и неналоговых платежей, а также снижению налоговой недоимки. С учетом перераспределения в местные бюджеты налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций необходимо активно привлекать к данной работе органы местного самоуправления, а также федеральные службы.

Повышение качества налогового администрирования и уровня культуры налогоплательщиков также должно способствовать реализации налогового потенциала. Необходимо активизировать меры, направленные на предотвращение попыток уклонения от уплаты налогов, работу по легализации «теневой» заработной платы.

В целях улучшения качества налогового администрирования, оценки эффективности принимаемых мер по расширению доходной базы бюджетов, повышения собираемости доходов важно продолжить тесное взаимодействие с налоговыми органами.

8. Повышению эффективности бюджетной политики должна способствовать открытость и прозрачность бюджета, публичность бюджетного процесса.

Реализация новых подходов к оценке эффективности бюджета и его исполнения невозможна без активного и заинтересованного участия в бюджетном процессе граждан и общественных организаций.

Бюджеты и отчеты об их исполнении должны готовиться и размещаться на общедоступных сайтах в простом, информативном, компактном и понятном для неподготовленного пользователя виде. Публичные слушания по бюджету не должны иметь формальный характер. В рамках этой процедуры необходимо обеспечить конструктивное обсуждение общественно значимых проблем, поиск их решений в рамках объективных бюджетных ограничений.

Население области должно иметь возможность участия в управлении бюджетным процессом и в форме проведения экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих налоговые и расходные бюджетные обязательства.

Необходимо обеспечивать прозрачность общественных финансов на всех уровнях управления, в том числе на уровне государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Должна появиться возможность проследить результаты финансово-хозяйственной деятельности каждой такой организации, оценить эффективность использования общественных ресурсов.