Загрузка...
Обычная версия

Шрифт

a a a

Цвет

Виктор Порембский: "В следующем году мы готовы потратить больше на развитие экономики и социальную поддержку населения"

31.10.2015

На днях министр финансов Виктор Порембский представил на заседании областного правительства проект бюджета региона на 2016 год и два законопроекта, касающиеся новшеств в порядке уплаты налога на имущество физлиц и организаций. Мы попросили Виктора Порембского разъяснить, что ждёт жителей региона.

РУБРИКА «Интервью»
— На что область потратит больше денег в следующем году, каковы основные статьи расходов?  
 
— Расходы на следующий год формировались в условиях жёстких бюджетных ограничений. Это связано и с экономикой, то есть налоговыми доходами, и с ограничением заимствований, и с расходными обязательствами и приоритетами. В силу наших полномочий  предусмотрено значительное финансовое обеспечение госуслуг и социальной поддержки населения. На оказание госуслуг планируется направить почти 16 млрд рублей, то есть более половины собственных доходов. Из них 10 млрд рублей — обеспечение заработной платы бюджетников и 3,7 млрд рублей — платежи за неработающее население в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, это, кстати, на 771 млн рублей больше суммы, которая утверждена на 2016 год в предыдущем бюджетном цикле.
 
Значительную часть расходов составляют льготы, пособия и другие выплаты жителям области. Все социальные обязательства, объём которых значительно увеличился в последние годы, сохраняются. На социальную поддержку населения предусмотрено на 230 млн рублей больше, и это 3,5 млрд рублей. Также в процессе согласования бюджета выделены дополнительные средства на приобретение медоборудования, вакцинацию населения, покупку школьных автобусов, ремонт учреждений культуры. Увеличены ассигнования на обеспечение госстандарта дошкольного образования, отдых и оздоровление детей.
 
Растёт финансовое обеспечение относительно 2015 года государственным программам, направленным на развитие промышленности и предпринимательства, сельского хозяйства, транспортной системы, рыбохозяйственного комплекса.
 
— Сколько регион готов потратить на развитие экономики?
 
— Несмотря на бюджетные ограничения, мы понимаем, что бюджетная поддержка экономики — важный приоритет. В текущем состоянии рынка — это возможности для роста отдельных отраслей экономики, обеспечение продовольственной безопасности региона, обеспечение новых рабочих мест, а значит, социальная защищённость жителей и доходы бюджета. В предыдущие годы сложился достаточно высокий уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей, малого и среднего предпринимательства, развития промышленных площадок, рыбной отрасли, финансирования расходов дорожного фонда. В совокупности на эти цели планируется направить более 6 млрд рублей только за счёт собственных доходов. Плюс — поддержка из федерального бюджета. Например, в 2016 году региону будет выделено около 3 млрд рублей федеральных средств на поддержку сельского хозяйства.
 
—  На заседании правительства области вы представили целый пакет налоговых законопроектов. В чём их суть?
 
— На федеральном уровне принято решение о налогообложении недвижимого имущества на основе кадастровой стоимости как для физических лиц, так и для отдельных категорий объектов, находящихся в собственности юридических лиц. Мы предлагаем сделать это синхронно. Почему нельзя затягивать с переходом на налогообложение на основе кадастра? Потому что другой адекватной налоговой базы не будет, а все системы, которые действовали в предыдущие годы, устарели и не соответствуют принципу всеобщего и равномерного, то есть справедливого налогообложения.
 
— Кто устанавливает размер налога и какие будут льготы для населения?
 
— В отношении физических лиц основные элементы налогообложения — ставки, льготы, размеры вычетов — определены в Налоговом кодексе, а также могут регулироваться органами местного самоуправления. Ставки налога могут быть снижены, могут быть увеличены налоговые вычеты, введены дополнительные льготы. Диапазон регулирования достаточно широк, чтобы учесть все нюансы.
 
Кроме того, по новой схеме налог на имущество рассчитывается в течение первых четырёх налоговых периодов с учётом  поэтапного ежегодного увеличения не более чем на 20% от разницы между новой и старой налогооблагаемой базой. Хочу отметить, что при переходе на налог по кадастровой стоимости будет и снижение налоговых платежей, ведь ставки, предлагаемые Налоговым кодексом ниже, чем при налогообложении по инвентаризационной стоимости. А для объектов, построенных после 2000 года, инвентаризационная стоимость часто близка к кадастровой.
 
— Какие изменения ждут организации?
 
— Налог на имущество организаций для отдельных категорий объектов недвижимости также будет начисляться исходя из кадастровой стоимости. Всего в налоговом кодексе содержится 4 категории данных объектов. Но в 2016 году предлагается ввести такой порядок только в отношении объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также жилых домов и жилых помещений, не стоящих на балансе в качестве объектов основных средств. И только с 2017 года новый порядок коснётся административно-деловых центров и торговых комплексов, нежилых помещений для размещения офисов, магазинов и других объектов общепита, услуг и бытового обслуживания. Причём в соответствии с федеральным законодательством для налогообложения таких объектов должен быть составлен их публичный перечень.
 
— Эти объекты недвижимости уже известны?
 
— В следующем году будет проведена большая работа по их идентификации в соответствии с кадастровыми паспортами, при этом возникающие вопросы мы детально обсудим с бизнес-сообществом и местными органами власти. Возможно, уточним подход к уровню налоговой нагрузки.
 
— Сколько средств дополнительно получат бюджеты?
 
— На сегодняшний день оценки составляют около 170 млн рублей в 2016 году и плюс до 330 млн рублей в 2017 году. Это важный параметр не только для областного бюджета, но и для местных бюджетов, в основном он складывается за счёт объектов, которые сегодня выпали из налогообложения или налог неадекватно низкий.
 
— Что ждёт индивидуальных предпринимателей?

— С 1 января 2016 года расширится с 47 до 63 перечень видов предпринимательской деятельности, для которых может использоваться патентная система налогообложения. Уровень налога установлен в параметрах, определённых для ранее действующего патента.
 
— Трёхлетнее планирование бюджета области на 2016 год заменит однолетнее. С чем связано данное решение и как это отразится на бюджете?

 — Решение отложить разработку бюджетных проектировок на 2017-2018 годы было принято на федеральном уровне. Предполагается, что эта практика не будет продолжена и носит однократный характер. Необходимо сосредоточить усилия на обеспечении сбалансированности бюджета 2016 года, выверить параметры, определить приоритеты в условиях жёстких бюджетных ограничений и финансово обеспечить исполнение всех обязательств.

Портал "Клопс.Ru", рубрика "Интервью", 31 октября 2015 года.