Опыт и лучшие практики защиты прав потребителей для владельцев и арендаторов жилья обсудили эксперты нескольких регионов

Опыт и лучшие практики защиты прав потребителей для владельцев и арендаторов жилья обсудили эксперты нескольких регионов
27 ноября в общественной палате Калининградской области прошла дискуссия на тему «Повышение финансовой грамотности и защите прав потребителей - владельцев и арендаторов жилья».

Брать или не брать ипотеку? Как не допустить конфликтов с застройщиками? Можно ли справиться с задолженностями в сфере коммунальных услуг? Эти и многие другие вопросы обсуждали экономисты, представители региональной власти, юристы и специалисты в сфере ЖКХ.

Калининград посетила экспертная группа проекта Жилфин.рф, в том числе его руководитель Антон Табах - доцент МГУ им Ломоносова, Подругина Анастасия - руководитель аналитической группы, НИУ ВШЭ, Екатерина Бездомова - руководитель Уральской Ассоциации Развития ЖКХ, эксперт проекта (г. Екатеринбург), а также юристы и специалисты в сфере ЖКХ. В ходе круглого стола эксперты представили итоги исследования рынка финансовых услуг для владельцев и арендаторов жилья, проведенного в качестве эксперимента в трех регионах: Свердловской, Курганской и Воронежской областях.

Основными финансовыми проблемами в регионах остаются: оплата услуг ЖКХ и ипотечное кредитование. По словам экспертов, население берет ипотеку, рассчитывая на оптимистичные прогнозы банкиров. А после платят непосильный кредит либо уходят в просрочку.

- Самое главное при взятии кредита – думать головой. Не рекламу смотреть, а считать. Просчитывать разные сценарии рисков. Если сценарий пошёл негативный, то разговаривать с банком и пытаться урегулировать проблему раньше, чем придут коллекторы и начнут решать ее кардинально, - рассказал Антон Табах эксперт по финансовой грамотности, доцент МГУ им. Ломоносова.

С целью поиска наилучших практик эксперты анализировали и опыт зарубежных стран.

- В мировом опыте достаточно много программ по финансовой грамотности для уязвимых сфер граждан по жилищным вопросам. Например, для малообеспеченных граждан по вопросам получения субсидий или направленные на молодежь направленные на улучшение жилищных условий, - сообщила Анастасия Подругина.

Подругина рассказала об интересном опыте, который работает в Южной Африке. По ее словам, там прежде чем оформить ипотечный кредит банк дает потребителю возможность прослушать курс, посвященный вопросам именно этого финансового инструмента. Причем, как выяснилось после исследования эффективности реализации проекта, корреляция оказалась положительной – многие банки подтвердили, что заемщики которые прослушали подробную программу оказались на деле более дисциплинированны.

Задолженности граждан по жилищно-коммунальному сектору эксперты связывают, в первую очередь, с непрозрачностью тарифов и навязыванием услуг.

- Людям важно понимать за что они платят, непрозрачность рождает недоверие ко всему сектору, поэтому мы считаем, что необходимо просвещать людей в этом вопросе, так как эта тема касается каждого. Калининград одним из первых ещё 2013 году инициировал проект по повышению финансовой грамотности в сфере ЖКХ. Выпускники теперь сами проводят занятия и тренинги, сотрудничают с представителями управляющих компаний и жильцов, - рассказала председатель общественной палаты Калининградской области, директор Центра жилищного просвещения Ольга Аринцева.

Завершился круглый стол беседой, в ходе которой калининградские специалисты смогли рассказать о своей работе с населением.

- Мы нашли точки соприкосновения с населением – с 2013 года работает телефон горячей линии, недавно в центре финансовой грамотности появилась возможность получить бесплатную юридическую консультацию, - рассказал заместитель министра финансов Калининградской области Анатолий Горкин.


Все новости


Версия для печати

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru