Чтобы не попасть в «вечную кабалу»

Чтобы не попасть в «вечную кабалу»
Региональный минфин проанализировал результаты исследования взаимоотношений жителей области с финансовыми институтами.

Исследование в форме фокус-групп проводила «Калининградская Социологическая Служба» по заказу Министерства финансов Калининградской области. В работе были задействованы представители четырех групп: взрослое население с низким и средним уровнем доходов (активные пользователи финансовых услуг), потенциальные участники финансового рынка, молодежь в возрасте от 16 до 24 лет и пенсионеры.

Эксперты изучили ситуации, с которыми чаще всего сталкиваются люди на рынке финансовых услуг, выяснили, от чего, по мнению участников исследования, зависит их собственное благосостояние. В ходе общения было зафиксировано отношение представителей различных групп к кредитованию, накопительству и пенсионной системе, а также идеи, как «сделать клиента умным», то есть финансово грамотным.  

Важным аспектом и результатом исследования стало подтверждение участниками всех групп собственного патернализма. В той или иной форме каждый заявил, что именно государство должно оберегать его от ошибок и ненадежных финансовых игроков. Большинство выразило уверенность, что это единственный институт, который напрямую не заинтересован в получении какой-либо выгоды. Отвечая на вопрос «от чего зависит материальное благосостояние», люди указывали не только на собственные усилия, но, прежде всего, на государственную политику, некоторые связывали свой финансовый достаток с семьей, друзьями и кругом общения.

Сложные отношения у калининградцев с банками. Участники фокус-групп воспринимают кредит как «вечную кабалу», отмечают «некорректные расчеты процентов» и высокие процентные ставки в России по сравнению с Европой. Основные страхи с использованием финансовых инструментов основываются на возможном ухудшении материального состояния. Если у молодежи присутствует «ощущение нечестной игры», то пенсионеры настороженно относятся к финансовым институтам, так как помнят последствия кризиса 1998 года.

Обсуждая жизнь на пенсии, молодые люди сообщили, что пока всерьез не задумываются об этом. Как говорится в исследовании, многие из них не понимают разницы между ПИФом и НПФ. Пользователи финансовых услуг не доверяют пенсионной системе и надеются только на себя. Те, кто не пользуется финансовыми услугами,  планируют до 60 лет создать «подушку безопасности».

Участники исследования рассказали о том, какие специалисты, по их мнению, должны работать в региональном центре финансовой грамотности, создание которого запланировано в Калининградской области. Они выразили потребность в психологе - для эмоциональной разгрузки, консультациях независимого юриста и советах бывших банковских работников, которые подсказывали бы, как обойти «подводные камни».

Молодые люди не выказали особого желания учиться финансовой грамотности, сославшись на трудности в понимании языка экономики. Пенсионеры, наоборот, заявили о необходимости получения базовых знаний. Пользователи финансовых услуг делали акцент на возможности самообразования и участии в бесплатных семинарах. Также было высказано мнение, что прививать азы грамотного финансового поведения нужно, как и изучать правила дорожного движения, со школьной скамьи.

Результаты исследования будут использованы в подготовке информационной кампании, направленной на повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области.

Напомним, в регионе активно реализуется целевая программа «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011-2016 годах». Общий объем финансирования программы на весь период – 109,1 млн. рублей (за счет средств областного бюджета - 53 млн. рублей, федерального бюджета - 56,1 млн. рублей, в том числе за счет средств займа Всемирного банка – 11 млн. 286 тыс. рублей). На 2012 год в областном бюджете предусмотрено 7 млн. рублей. Из них 3,2 млн. рублей запланировано на проведение региональной информационной кампании.


Все новости


Версия для печати

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru